7
=======
ПРЕДАНИЯ О ВИМАНАХ

-Машины с древней и средневековой Индии
-"Ваиманика-Шастра"
-Виманы и Ведическая литература
   а. Основное назначение Виман
   б. Летающие города
   в. О летающих лошадях и колесницах
   г. Виманы Вайкунтхи


В индийской ведической литературе есть множество описаний летательных аппаратов, 
называемых виманами. Они разделяются на две категории: (1) построенные людьми 
корабли, напоминающие самолеты и летающие на крыльях, похожих на птичьи; (2) 
структуры необтекаемой формы, которые летают мистическим образом и сделаны, как 
правило, не человеком. Машины первой категории описываются главным образом в 
средневековых светских трудах на санскрите об архитектуре, анатомии, военных 
осадных сооружениях и прочих механических присопособлениях. Те, что входят во 
вторую категорию, описаны в древних сочинениях, таких как "Ригведа", 
"Махабхарата", "Рамаяна" и "Пураны" и многими своими чертами напоминают НЛО. 
Кроме того есть книга под названием "Вайманика-шастра", надиктованная в трансе в 
нынешнем столетии, - подразумевается, что она является транскрипцией древнего 
трактата, запись которого сохранилась в акаше . В этой книге также даны 
подробные описания виман обеих категорий.
В этой главе я познакомлю вас с имеющейся литературой о виманах, начиная с 
текстов, созданных в поздние периоды древности, и до литературы средних веков. 
Что касается средневековых материалов, то они довольно подробно описаны в книге 
В. Раджхавана "Янтры или механические приспособления в древней Индии". Начнем с 
обсуждения индийских преданий о машинах в общем, а затем перейдем к летельным 
аппаратам.




МАШИНЫ С ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Санскритское слово для обозначения машин - янтра. В "Самарангана-сутрадхаре" 
царя Бходжа янтра определяется как устройство, которое "в соответствии с неким 
замыслом или планом управляет движениями предметов, каждый из которых действует 
согласно своей собственной природе".1 Существует множество их разновидностей. 
Самый простой пример - таила-янтра, колесо для выжимания масла из семян, которое 
вращают, двигаясь по кругу, быки. Другой пример - несложные военные машины, 
описанные в "Артхашастре" Каутильи, написанной в третьем веке до нашей эры. Это 
сарвато-бхадра, вращающееся колесо, бросающее камни, шара-янтра, машина для 
метания стрел, удгхатима, машина, которая железной балкой пробивает бреши к 
крепостных стенах, и многие другие.
Действие этих механизмов вполне понятно, и мы верим, что они действительно 
существовали. Однако есть и другие, которые с точки зрения современной 
исторической мысли гораздо менее правдоподобны. Так Раджхаван упоминает об 
устройстве, которое могло создавать бурю, чтобы деморализовать вражеские полки.2 
О подобном оружии писал также в третьем столетии нашей эры римский писатель 
Флавиус Филостратус, описывающий индийских мудрецов, которые "не бились со 
вторгшимся неприятелем, а отражали его нападение при помощи небесной артилерии - 
грома и молний, ибо были святыми людьми".3 Филостратус говорит, что этот род 
оружия - огонь или ветры - применялся при отражении нападения на Индию 
египетского Геркулеса и что есть апокрифическое письмо, в котором Александр 
Великий рассказывает своему учителю Аристотелю, что ему тоже довелось 
сталкиваться с подобным оружием.4
Современные исследователи склонны рассматривать сочинение Филостратуса как 
поддельное, однако оно показывает, что в то, время когда был написан этот 
трактат, среди римлян ходили рассказы о существующем в Индии необычном оружии, 
использующем огонь и ветер. В древних эпосах, таких как "Махабхарата" есть 
немало упоминаний о замечательном оружии-ветре - ваявья-астра и огненном оружии 
- шатагхни (или "убийца сотен"). Сочинения, написанные в отдаленные от нас 
времена, как правило изображают это оружие более мощным и необыкновенным, нежели 
делают это более современные тексты. Некоторые ученые приписывают сии 
"преувеличения" фантастическому воображению древних сочинителей и их современных 
редакторов. Но можно объяснить их и тем, что мы постепенно утрачиваем знания о 
древней индийской цивилизации, которая постепенно пришла в упадок в результате 
собственного разложения и неоднократно опустошалась иноземными захватчиками.
Вместе с тем, отдельные ученые, которые доказывают, что в древней Индии были 
известны ружья, пушки и другое огнестрельное оружие, но к началу христианской 
эры это знание постепенно стало сходить на убыль и окончательно исчезло к началу 
христианской эры. Эта точка зрения подробно обсуждается в книге Густава 
Опперта.5




Традиционные аэропланы

В средневековой индийской литературе есть немало рассказов о летающих машинах. 
Так в "Харша-чарита" Баны рассказывается о Яване, который построил самолет и 
использовал его, чтобы похитить некоего царя. Сочинение Данди "Аванта-сундари" 
повествует об архитекторе по имени Мандхата, построившем воздушный экипаж для 
такой незначительной цели, как прилеты издалека домой, чтобы посмотреть, не 
проголодалась его молодая жена. Кстати, его сын, как рассказывается, создал 
механического человека для шутливых поединков и искусственные облака, из которых 
шел холодный ливень. Оба эти сочинения датируются седьмым столетием нашей эры.7
Буддхасвамин, живший между девятым и десятым столетимями, написал версию 
"Брихат-катхи", обширного собрания популярных историй. В ней он рассказывает, 
между прочим, о воздушной колесницах акаша-янтрах, лететельных машинах, владение 
которыми он приписывает яванам - так обычно называли иноземных варваров. Надо 
сказать, что это общая черта: санскритские тексты, как правило, приписывают 
летательные аппараты янтрам.7
Некоторые исследователи предполагают, что яваны - это греки, а индийские 
предания о летательных машинах имеют греческое происхождение. К примеру, Пензер 
считает, что греческий философ Арчитас (428-374 годы до нашей эры), возможно, 
был "первым ученым-изобретателем", придумавшим устройство, напоминающее 
индийские янтры. Арчитас "сконструировал разновидность летательной машины, 
состоящей из деревянной фигуры, уравновешенной весом, подвешенным на блоке, и 
приводящуюся в движение помещенным в резервуар воздухом".8
Нет сомнений, что в древнем мире бытовал широкий обмен идеями между различными 
его областями, и сегодня трудно узнать наверняка, где зародилась та или иная 
идея и насколько удалось ее развить. Тем не менее, мы знаем, что в средневековой 
Индии была известна довольно подробно разработанная идея летательных аппаратов, 
напоминающих самолет.
В "Самарангама-сутрадхаре" Бходжи говорится, что основной материал, из которого 
изготовляются корпуса летательных машин - это легкое дерево, или лагху-дару. С 
виду такие корабли были похожи на больших птиц с двумя крыльями. Движущую силу 
обеспечивала камера сгорания, где огонь нагревал ртуть. Подогретая ртуть 
создавала тягу, которой помогали взмахи крыльев - их приводил в действие пилот, 
и эти соединенные услилия заставляли машину лететь по воздуху. Поскольку у этого 
устройства был двигатель, то можно предположить, что крылья служили не столько 
затем, чтобы создавать движущую силу, сколько для управления полетом.
Описываются также более тяжелые аппараты (алагху) дару-вимана. В них над 
железными печами помещались четыре кувшина с ртутью. "Печи с кипящей ртутью 
создавали ужасный шум, который в битвах распугивал слонов. Когда в ртутных 
камерах подбавляли жару, рев усиливался настолько, что погонщикам было 
совершенно невозможно справиться со слонами".9
Есть немало предположений о том, как сила, созданная разогретой ртутью, может 
поднимать виманы в воздух. Это обсуждалось в одной из первых книг об НЛО, 
написанной Десмондом Лесли и Джорджем Адамски.10 Лесли высказывает догадку, что 
нагретая ртуть, упоминаемая в "Самарангама-сутрадхаре" может иметь какое-то 
отношение к полетам НЛО.
На мой взгляд, виманы, которые описывает Бходжа, больше похожи на обычные 
самолеты, чем на НЛО. Они изготовлены из обыкновенных материалов, вроде дерева, 
у них есть крылья и они летают как птицы. А Рагхаван предполагает, что ртутный 
двигатель - это всего вернее источник механической силы для работы крыльев. В 
качестве доказательства он ссылается на то, что Роджер Бэкон описывает летающую 
машину, снабженную двигателем, с которого вращательное движение передавалось с 
помощью механической передачи на крылья, заставляя их взмахивать.
Однако Рамачандра Дикшитар говорит, что, согласно "Самарангама-сутрадхаре", 
вимана "имела два блестящих крыла, и двигал ее воздух".12 Это дает основания 
предположить, что использовалась своего рода реактивная тяга.
Как бы то ни было, виманы были действительно снабжены силовым двигателем, и, 
вероятнее всего, принцип их действия был основан на обычном механическом способе 
- сжигаемое топливо использовалось, чтобы создать вокруг крыльев поток воздуха. 
Это не имеет ничего общего с летательными характеристиками НЛО, не имеющими ни 
крыльев, ни реактивных двигателей, ни пропеллеров и полет которых, как кажется, 
противоречит всем известным физическим принципам.
Были ли когда-либо действительно построены виманы, упоминающиеся в "Самарангама-
сутрадхаре", или же они - всего лишь плод воображения? Не знаю. Однако в 
средневековых индийских текстах приведены описания различных янтр, по которым 
можно судить, что в Индии издавна существовало множество сложных машин. А если в 
отдаленные времена была известна сложная механическая технология, то вполне 
вероятно, что строились также и аэропланы подобного рода.
Интересно, что санскритский астрономический трактат под названием "Сурья-
сиддханта" упоминает о ртутном двигателе, использовавшемся для создания 
вращательного движения в гола-янтре - механической модели планетарной системы.13 
Следовательно, можно предположить, что по крайней мере один ртутный двигатель 
применялся на практике.
В этом же тексте говорится также, что чертежи ртутного двигателя держатся в 
секрете. Такова была обычная практика, бытовавшая в древней Индии - технические 
знания передавались только от учителя к заслужившему доверие ученику. К 
сожалению, это привело к тому, что, по мере того, как ломалась традиция, 
основанная на устной передаче от учителя к ученику, знания стали теряться. 
Вполне вероятно, что многие науки и искусства, известные в древние времена, 
потеряны для нас практически безвозвратно.
Есть еще немало сочинений на санскрите, в которых идет речь о летающих машинах. 
Их список приводится в книге Дилипа Канджилала.14 Это "Юкни-калпатару" Бходжи 
(двенадцатый век нашей эры); "Майяматам", текст, приписываемый Майя Данаве, но, 
возможно, датированный двенадцатым столетием нашей эры; "Катхасаритсагара" 
(десятый век нашей эры); литература "Аваданы" (первый-третий века нашей эры); 
"Рагхувамшам" и "Абхиджнана-шакунталам" Калидасы (первое столетие до нашей эры); 
"Абхимарака" Бхасы (второе столетие до нашей эры) и "Джатаки" (третий век до 
нашей эры). Эти даты зачастую приблизительны, а материал в различных сочинениях 
нередко взят из более ранних сочинений и традиций.





"ВАИМАНИКА-ШАСТРА"

"Ваиманика-шастра" - это в высшей степени подробное описание виман, о котором 
отзываются с доверием многие книги и статьи, среди которых следует упомянуть 
сочинения Канджилала,15 Натхана,16 и Чайлдресса.17 В частности, индийский уфолог 
Канишк Натхан писал, что "Ваиманика-шастра" - это древний санскритский текст, 
который "описывает технологию, которая не только находится далеко за пределами 
науки того времени, но и за пределами того, что могло бы представить себе 
научное воображение древних индийцев, включая такие концепции как солнечная 
энергия и фотография".18
Действительно, в этой книге приведено немало интересных идей относительно 
авиационной технологии. Но важно отметить, что она была написана в начале 
двадцатого столетия при помощи парапсихологического процесса, сходного со 
"связью по каналам" или автоматическим письмом.
История создания этого сочинения коротко изложена в предисловии к переводу 
"Ваиманики-шастры", сделанному Г.Р.Джойсером. Он пишет о том, что прежде знания 
в Индии передавались устным путем, но по мере того, как эта традиция отмирала, 
стали использоваться записи на пальмомых листьях. К сожалению, манускрипты на 
пальмовых листьях в индийском климате сохранялись недолго, и огромные тома 
старинных рукописных материалов утеряны из-за того, что регулярно не 
переписывались.
Как говорит Джосйер, потерянные тексты "остались замурованными в небесном эфире, 
чтобы впоследствии быть обнаруженными медиумом, наделенным даром оккультного 
восприятия". В данном случае медиумом был Суббарайя Састри, "ходячий словарь, 
наделенный даром оккультного восприятия", который 1 августа 1918 года начала 
диктовать "Ваиманику-шастру" некоему господину Венкатачале Сарме. Работа 
продолжалась до 23 августа 1923 года, и ее итогом стали двадцать три книги. В 
этом же году по указаниям Суббарайя Састри были начерчены несколько чертежей 
виман.19
Согласно Суббарайе Састри, "Ваиманика-шастра" - это один из разделов громадного 
трактата "Янтра-сарвасва" или "Энциклопедия машин", автором которой является, 
якобы, мудрец Махариши Бхарадваджья, древний риши, о котором упоминается в 
"Махабхарате" и других ведических сочинениях. Однако, мне не известно ни одно 
упоминание о том, что этот мудрец имел хоть какое-нибудь отношение к машинам и 
механизмам. "Янтра-сарвасва" не дошла до нас в физической форме, но, как 
утверждает Суббарайя Састри, она существует запечатленной в акаше, где он ее и 
прочитал, а затем процитировал... Насколько мне известно, в существующей 
литературе нет никаких упоминаний об этой работе. Все это обсуждается в книге 
Канджилала о виманах.
Дополнительные сведения о Суббарайе Састри сообщил К. С. Р. Прабху, техничекий 
директор и координатор программы Национального информационного центра в 
Хайдарабаде, Индия. Он проследил биографию Суббарайя Састри до 1875 года, когда 
тот в возрасте двадцати лет жил в селении, расположенном неподалеку от города 
Бангалора на юге Индии. Разразилась жестокая эпидемия оспы, и заразившемуся ей 
Састри предстояло умереть. Он ушел в лес и решил покончить жизнь самоубийством, 
утопившись в озере, но его спас йоги с Хималайев по имени Бхаскарананда. Йоги 
вылечил молодого человека от оспы и в течение года держал у себя в пещере в 
лесу.
По рассказам, йоги спросил Састри: "Чего в жизни тебе хочется больше всего?" 
Суббарайя ответил, что хочет быть знатоком шастр (санскритских текстов), и особо 
подчеркнул - речь идет о физических шастрах, поскольку стандартные религиозные 
тексты известны многим. Йоги исполнил его желание, неизвестным способом передав 
Састри  тексты двадцти различных шастр. Как рассказывает Прабху, Састри до того, 
как встретил Бхаскарананду, был вполне обычным молодым человеком.
После возвращения из пещеры у Састри проявилась способность входить в состояние 
транса - для этого он закрывал глаза и выполнял несколько определенных 
йогических мудр. В этом состоянии он пересказывал наизусть сложнейшие 
санскритские тексты о религии, науке и политике, причем, читал их без остановок, 
не делая пауз, чтобы подумать. Одним из этих текстов и была "Ваиманика-шастра".
Несмотря на то, что "Ваиманика-шастра", - вероятнее всего, мистификация, у меня 
нет никаких оснований подозревать, что она была продиктована не так, как 
описывают Джосйер и К. С. Р. Прабху. Но аутентично ли это сочинение? Даже в том 
случае, если оно сущестовало в виде неких вибраций в эфире, оно могло в процессе 
физической передачи и диктовки исказиться и измениться из-за того, что на него 
наложился материал из бессознательного медиума.
Есть веские основания полагать, что дело обстоит именно так. Есть также веские 
основания полагать, что текст может содержить аутентичный материал. Приведу 
вначале факты, указывающие на то, что текст "Ваиманика-шастры" сфальсифицирован 
с привлечением современного материала.
Текст иллюстрирован несколькими чертежами, сделаными под наблюдением Састри. 
Среди них есть поперечные разрезы рукма-виманы и шакуна-виманы. На них показаны 
грубые подобия механических и электрических устройств, существоваших в период, 
последовавший за первой мировой войной, - большие электромагниты, кривошипы, 
валы, червячные передачи, поршни, спиральные радиаторы и электромотры, вращающие 
пропеллеры. Рукта-вимана, якобы, поднималсь в воздух при помощи "подъемных 
вееров", приводимых в действие электромоторами, и очень мало соответствовавших 
размеру виманы в целом. Совершенно ясно, что летать такой аппарат не в 
состоянии.
Эти механические устройства наверняка навеяны технологией начала двадцатого 
столетия. Однако К. С. Р. Прабху сообщает об исследованиях, показавших, что в 
тексте "Ваиманика-шастры" содержится технологическая информация, которую 
Суббарайя Састри вряд ли мог получить путем обычных средств сообщения - из книг 
или бесед.21 Это формулы нескольких металлических сплавов, керамических 
материалов и стекла, которые использовались при сооружении виман.
Формулы были выражены в малопонятных санскритских словах, многие из которых 
нельзя было найти в стандартных санскритских словарях. После усиленных поисков 
Прабху обнаружил, что некоторые их них приводятся в редких словарях Айюрведы, 
древней индийской системы медицины и химии. Он долго консультировался с 
айюрведическими врачами и химиками прежде, чем смог идентифицировать вещества, 
которые обозначались этими словами. Затем удалось синтезировать в лаборатории 
некоторые из веществ, упоминавшихся в "Ваиманика-шастре". При этом 
использовались приведенные в тексте инструкции по смешиванию, нагреванию и 
охлаждению материалов.
Результат оказался замечательным. Было синтезировано несколько веществ, такие 
как тамогарбха лоха - свинцовый сплав, арара тамра - медный сплав и рави шакти 
апакаршана дарпана - стекло. Обнаружилось, что эти вещества имеют свойства, 
соответствующие тем, что описаны в "Ваиманика-шастре". К примеру в тексте 
говорится, что тамогарбха лоха - это материал, поглощающий свет, а лабораторные 
испытания показали, что синтезированная тамогарбха лоха проявляет высокую 
способность к поглощению света лазера.22 Синтезированные вещества проявляли 
совершенно новые уникальные свойства, которые оказалось возможно запатентовать.
Таким образом, формулы в "Ваиманика-шастре" - это вполне научные данные, 
выраженные архаическим языком. Судя по тому, что нам известно о Суббарайе 
Састри, кажется маловероятным, чтобы он смог сам создать их, используя 
современную информацию. Возможно, они в самом деле пришли из древнего источника.
Из-за обилия в тексте "Ваиманика-шастры" непереводимых санскритских слов, понять 
это сочинение не так-то просто. Тем не менее, в нем содержатся сведения о 
виманах, составляющие весьма любопытные параллели описаниям неопознаннных 
летающих объектов. Приведу в качестве иллюстрации десять примеров из списка 
тридцати двух секретов, которые должен знать пилот виманы, как пишется об этом в 
"Ваиманика-шастре".23 Выдержки из текста я буду комментрировать, обращая 
внимание на общие черты сходства с феноменом НЛО.

1. Гудха: Как объясняется в "Вайютатва-Пракаране", путем использования сил Йаса, 
Вьяса, Прайаса в восьмом атмосферном слое, окутывающем землю, привлекается 
темное содержимое солнечных лучей и применяется, чтобы скрыть Виману от 
противника.

2. Дришья: При помощи столкновения электрической силы и силы ветра в атмосфере 
создается сияние, отблески которого улавливаются Вишва-Крийей или зеркалом, 
расположенным перед Виманой, и путем манипуляции этими отблесками создается 
Майя-Вимана или ложная, использующаяся для камуфляжа Вимана.

3. Адришья: Согласно "Шактитантре", при посредстве Вайнаратхья Викарана и прочих 
сил в сердечном центре солнечной массы, привлекается сила эфирного потока в небе 
и смешивается с балаха-викарана шакти в земной атмосфере, производя таким 
образом белое покрывало, которое сделает Виману невидимой.

Итак, здесь описаны три метода, позволяющие скрывать виману от противника. 
Звучат они забавно, однако интересно, что виманы, описанные с "Пуранах" и 
"Махабхарате" обладают способностью делаться невидимыми. Это является также 
отличительной чертой НЛО, но это явно не было широко известно в 1923 году.
Интересна мысль о том, сияние создается при помощи столкновения электрических 
сил и ветра. Хорошо известно, что неопознаннные летающие объекты ярко светятся в 
темноте, что может быть вызвано электрическим воздействием, ионизирующем воздух 
вокруг НЛО. Слово "шакти" означает силу или энергию.

4. Парокша: Согласно "Мегхотпаттхи-пракаране", или науке о рождении облаков, 
парализующая сила создается путем вхождения во второй летний облачный слой, где 
при помощи шактьякаршана дарпаны, или зеркала, притягивающего силу, 
расположенного на Вимане, привлекается сила, которая прикладывается к паривеша, 
или ореолу вокруг Виманы, в результете чего противник оказывается парализованым 
и выведеным из строя.

5. Апарокша: Согласно "Шакти-тантре" предметы, находящиеся перед Виманой, 
делаются видимыми при помощи проекции луча света Рохини.

Парализующие лучи так же часто упоминаются в сообщениях об НЛО, как и лучи 
света. Примечательно и упоминание об ореоле вокруг виманы, ибо часто говорится о 
том, что НЛО окружены своего рода энергетическим полем.

6. Вирупа Карена: Как утверждатся в "Дхума Пракарана", если при помощи механизма 
выработать тридцать вторую разновидность дыма, зарядить этот дым светом тепловых 
волн в небе и пропустить его через трубу падмака чакра в смазанную маслом 
бхайрави Вайрупья-дарпана на верху Виманы и вращаться со сто тридцать вторым 
типом скорости, то из Виманы извергнутся яростные и устрашающие формы, 
приводящие наблюдателей со стороны в полный ужас.

7. Рупантара: Как утверждается в "Тайлапракарана", если приготовить масла 
гриддхараджихва, кумбхини и какаджангха и смазать ими искривляющее зеркало на 
Вимане, приложить к нему девятнадцатую разновидность дыма и зарядить кунтини 
шакти, то появятся формы, имеющие вид льва, тигра, носорога, змеи, горы, реки, 
изумляющие наблюдателей и сбивающие их с толку.

Хотя эти описания кажутся совершеннейшей дичью, интересно отметить, тем не 
менее, что НЛО, как известно, загадочным путем меняют форму, а из приземлившихся 
кораблей выходят чудовищные создания, пугающие людей (смотри страницы  - ). 
Многие из секретов, приведенных в этом списке, имеют отношение к созданию 
иллюзий, устрашающих противника,  - создается впечатление, что НЛО также создают 
подобные иллюзии.

8. Сарпа-Гамана: При привлечении дандавактры и прочих семи сил воздуха, 
присоединении к ним солнечных лучей, которые пропускаются затем через 
зигзагообразный центр Виманы, и включениии переключателя Вимана будет совершать 
зизгазоорбазные движения, как змея.

Способность НЛО совершать зигзагообразный полет хорошо известна в наши дни, но 
мало кто знал о ней в 1923 году.

9. Рупакаршана: При помощи фотографической янтры на Вимане достигается 
телевизионный обзор всего, что находится в зоне расположения противника.

10. Крийяграхана: При повороте ключа на дне Виманы появляется белая ткань. При 
электролизации трех кислот в северно-восточной части Виманы, которые 
подвергаются затем воздействию семи разновидностей солнечных лучей, а возникшая 
в результате сила пропускается через трубу зеркала Тхриширша... на экран будет 
проецироваться все, что происходит внизу на земле.

Слово "телевизионный" в девятом пункте введно в английском переводе "Ваиманика-
шастры", вышедшем в 1973 году. Оригинальный санскритский текст был написан в 
1923-м, до того, как развилось телевидение.
Вспомните упоминания об экранах, напоминающих телевизонные, находящихся внутри 
НЛО. О них рассказывалось в многочисленных рассказах НЛО-похищений, описанных в 
этой книге: случай в Бафф-Ледже, штат Вермонт (страница  ), случай с Филиберто 
Карденас (страница  ), слечай с Уильямом Херрманном (страницы   и  ), случай в 
Симарроне, штат Нью-Мексико (страница  ). В частности, Уильям Херрманн 
рассказывал, что ему показывали на борту НЛО экран, который позволял крупным 
планом рассматривать предметы, находящиеся далеко внизу, на земле. Херрманн даже 
видел на нем изумленные лица людей, глядящих на НЛО.24
Нечего и говорить о том, что эти описания из "Ваиманика-шастры" кажутся 
необычайно фантастичными. Однако, между ними и в равной мере странно звучащими 
деталями из сообщений о НЛО существует немало параллелей. Не знаю, насколько 
значимы эти параллели. Любопытно здесь то, что они появились в книге, писавшейся 
в период между 1918 и 1923 годами, задолго до того, как феномен НЛО стал широко 
известен.
Совершенно ясно, что иллюстрации в "Ваиманика-шастре", навеянны материалом 
двадцатого столетия, содержавшимся в подсознаии медиума. Вместе с тем, отрывки, 
которые я процитировал, в основном содержат материал не нашего столетия и 
выражен в ведийских понятиях. Это может быть во многом плодами воображения 
Суббарайи Састри, обращенного к его обширным ведическим знаниям, или же - 
достаточно верной передачей древних ведических текстов, сохранившихся в эфирном 
образце.
Единственный способ выяснить, какое из предположений верно, это разыскать другие 
малопонятные санскритские тексты и посмотреть, подтверждают ли они материалы, 
содержащиеся в "Ваиманика-шастре". Неоднократные подтверждения покажут, по 
меньшей мере, что Суббарайя Састри дает материалы из подлинной традиции, и тогда 
понадобятся дальнейшие исследования, чтобы выяснить, основана ли эта традиция на 
действительных фактах. То, что в "Ваиманика-шастре" найдены подлинные 
металлургические формулы, - это, несомненно, первый шаг в этом направлении.





ВИМАНЫ И ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

"Бхагавата Пурана", "Махабхарата" и "Рамаяна" - три важнейшие сочинения в 
индийской ведической традиции. В шестой главе я указывал на то, что эти три 
текста содержат большое количество интересного материала относительно воздушных 
кораблей, именовавшихся виманами. В них также описываются различные расы 
человекоподобных существ, управлявших этими кораблями, и обсуждаются 
общественные и политические связи, которые в древние времена связывали этих 
существ и земных людей.
Для некоторых этот материал не имеет никакой ценности, поскольку кажется 
фантастическим и мифологическим. Так индийский уфолог Канишк Натхан отрицает 
научную ценность древних индуистских религиозных текстов из-за того, что они 
приписыват богам преувеличенные подвиги и деяния. Он считает, что это просто 
поэтические произведения, в которых "сочинитель не рассказывает о подлинных 
событиях, а позволяет своему воображению увлекать себя в любом направлении, в 
каком тому только заблагорассудится".25 Он подчеркивает также, что эти тексты 
созданы в донаучную эру, и, следовательно, "принимая во внимание культурные, 
технологические и научные знания того исторического периода, писатель, описывая 
события в целом и избегая подробностей, создавал вымышленные изобретения и 
сочетания выдумки и действительности, которых на самом деле не существовало". 26
Можно на это возразить: никем не установлено, что древние писатели просто давали 
волю поэтическому воображению, совершенно не считаясь с действительностью. Это 
всего лишь бытующее в наши времена предубеждение: всякий человек, имеющий 
духовные интересы, - непременно "ненаучен", и что бы он ни написал - это 
непременно плоды его воображения. Такая точка зрения сохраняет смысл лишь до тех 
пор, пока все поддающиеся наблюдению данные поддерживают, как кажется, 
механистическую модель мира, исключающую старые религиозные представления как 
ошибки и заблуждения.
Но если мы тщательно исследуем феномен НЛО, то обнаружим обширные эмпирические 
наблюдения, которые полностью противоречат нашему удобному и привычному 
механистическому взгляду на мир. Примечательно, что аномальный материал - от 
физически невозможных характеристик полета НЛО до существ, которые проплывают 
сквозь стены, - вполне естественно вписывается в духовно ориентированные 
космологии древних ведических текстов. В силу этого можно предположить, что их 
составители воспроизводят верное описание реальности так, как видят и чувствуют 
ее, а не просто дают волю буйному воображению.





Основное назначение виман

В предыдущей главе приводилось сказание о вимане Шальвы, содержащееся в 
"Махабхарате" и "Бхагавата Пуране". Это было большое военное судно, которое 
могло перевозить войска и оружие. Шавльва получил его от мастера Майи Данавы, 
владеющего технологиями, превосходящими те, что были у людей. Есть в "Пуранах" и 
"Махабхарате" немало рассказов и о виманах меньшего размера, в том числе и о 
прогулочных суденышках, предназначенных для одного пассажира. Их большей частью 
использовали девы и упадевы, а не люди.
В этом разделе я приведу ряд примеров, показывающих, как виманы изображаются в 
различных сказаниях в качестве некоего общего элемента повествования. Каждый из 
примеров извлечен из больших по объему текстов, привести которые полностью в 
этой книге невозможно. Моя цель - показать вам, что виманы постоянно упоминаются 
в "Пуранах" и "Махабхарате". По-видимому, для людей, принадлежавших к древней 
ведической культуре, они были столь же обычны, как для нас самолеты.
В первом предании Кришна убивает напоминающего питона змея, который пытался 
проглотить его отца, царя Нанду. Кришна устраивает так, что душа змея 
переносится в новое тело, подобное тем, какими обладают божественные существа, 
именовавшиеся видьядхарами. Именно таким телом владела эта душа до того, как 
была помещена в тело змея, а посему Кришна спрашивает змея, почему он пал так 
низко:
Змей ответил: Я - известный видьядхара по имени Сударшана. Я был весьма богат и 
красив, и в прежние времена свободно летал повсюду на своем самолете. Однажды я 
увидел нескольких невзрачных на вид мудрецов из рода Ангира Муни. Гордый своей 
красотой, я посмеялся над ними, и они за мой грех заставили меня принять низшую 
форму.27
В этом отрывке санскритское слово виманена переведено как "мой самолет". По-
видимому, это был небольшой частный экипаж.
Следующая история напоминает первую. Кришна освободил душу некоего царя нагов от 
заключения в теле ящерицы и наградил его божественным телом. Когда царь собрался 
отбыть, за ним явилась вимана из другого мира:
Сказав так, махараджа Нарага обошел вокруг  Господа Кришны и коснулся своей 
короной ног Господа. Затем, получив разрешение удалиться, царь Нарага взошел на 
чудесный божественный самолет, а все присутствующие взирали на это зрелище.28
В следующием случае пилот виманы увидел с воздуха прекрасную женщину, что 
оказало на него ножиданное действие. В этом отрывке мудрец Кардама Муни 
описывает красоту своей будущей жены, Девахути, ее отцу Свайямбхува Мани:
Я слышал, что Вишваваса, великий гандхарва, потерял от восторга разум и упал со 
своего самолета, когда увидел твою дочь, которая играла в мяч на крыше дворца, - 
настолько она была прекрасна со звенящими на щиколотках бубенчиками и глазами, 
поглядыващими то вверх, то вниз.29
Как видно, вимана Вишвавасы была небольшой и одноместной, к тому же, вероятно, 
без пристежных ременей, а пилот слишком сильно накренился вниз, пытаясь 
рассмотреть Девахути.
После того, как Кардама Муни женился на Девахути, он решил свозить ее в 
путешествие по вселенной. Для этого он явил воздушный (или, вернее, следовало бы 
сказать - авиационный) особняк, который, как обычно, назывался виманой, - 
роскошно обставленный для увеселительной прогулки. Вот как мудрец Майтрейя 
рассказывает об этом особняке своему ученику Видуре:
Майтрейя продолжал: О Видура, желая доставить удовольствие своей возлюбенной 
жене, мудрец Кардама применил свою йогическую силу и тут же вызвал летающий 
дворец, который мог передвигаться по его воле.
Это было чудесное сооружение с колоннами из драгоценных камней, украшенное всеми 
видами драгоценностей и способное выполнять любые желания. Оно было обставлено 
всеми видами мебели, и чем дальше, тем больше возрастала сама собой его роскошь 
...
В алмазные стены были вкраплены отборные рубины, и оттого казалось, что у дворца 
есть глаза. Его украшали чудесные навесы и балдахины и громадной ценности ворота 
из золота.
Здесь и там виднелись многочисленные живые лебеди и голуби, а также 
искусственные лебеди и голуби, настолько похожие на живых, что настоящие лебеди 
беспрестанного пытались совокупться с ними, принимая за живых птиц - таких же, 
как они сами. И оттого весь дворец звенел от криков этих птиц.
В замке были увеселительные сады, комнаты для отдыха, спальни и внешние и 
внутренние дворики, радующие глаз. Все это заставило изумляться самого 
мудреца.30
Мудрец изумлялся потому, что на самом деле не он сам спроектировал этот 
воздушных дворец или вообразил его себе во во всех деталях. Он всего лшиь 
мысленно "заказал" летающий дворец и тут же получил его из своего рода 
универсальной "системы снабжения", поскольку своим аскетизмом и практикой йоги 
заработал большой кармический "кредит". Что понять, как все это произошло, 
необходимо рассмотреть некоторые основные черты ведической концепции вселенной.
За тысячелетия человеческой истории придумано множество аналогий, описывающих 
вселенную. Так Аристотель сравнивал ее с живым организмом, а ранние 
механистические философы - с гигантскими часами. Для понимания ведической 
концепции вселенной может оказаться пригодной современная идея компьютера с 
многоуровневой операционной системой. На жестком диске такого компьютера 
помещаются программы, которые можно запустить, набрав соответствующие кодовые 
слова. Когда введено кодовое слово, выполняется соответствующая ему программа - 
в том случае, если пользователь имеет подходящий статус. Для тех, у котого нет 
должного статуса, кодовое слово - это просто бесполезное сочетание букв.
Статус пользователя определяется по паролю, который он вводит, когда начинает 
работу на компьютере. Различные пользователи имеют пароли, показывающие 
различные уровни их статусов. Над ними всеми стоит (в операционной системе UNIX) 
так называемый системный администратор, осуществляющий полный контроль над всеми 
программами системы. Именно он зачастую и создает всю систему, загружая в 
компьютер различное программное обеспечение.
Схожую организацию имеет, согласно ведической концепции, и вселенная. Системному 
администратору здесь соответсвует Верховная Личность, которая проявляет всю 
систему вселенной. Внутри этой системы выстраивается иерархия живых существ, 
имеющих различные статусы. Существа, находящиеся на уровне обычных людей, 
обладают множеством замечательных способностей - таких, как дар речи, - но 
существа подобные Кардама Муни, пребывающие на более высоких уровнях, могут 
проявлять гораздо большие силы. Когда мы развиваемся, используя определенные 
способности и силы, мы склонны рассматривать их как некую данность, а если 
совершенно лишны доступа к ним, то они кажутся нам невозможными и 
мифологическими. Но все эти силы и способности - включая и способность вызывать 
летающие дворцы, - это всего лишь просто программы, созданные системным 
администратором в универсальной системе вселенной. 
Параллель между ведической концепицией вселенной и компьютером будет более 
точной, если ввести в нее концепцию системы виртуальной реальности. При помощи 
компьютерных расчетов можно создать искусственный мир и наделить органы чувств 
человека сенсорными датчиками, которые создадут у него впечатление, что он 
находится внутри этого мира. К примеру можно поместить перед его глазами 
маленькие телевизонные экраны, которые позволят ему смотреть как бы виртуальными 
глазами виртуального тела, находяшегося в искусственном мире. Снабдить его 
осязательными сенсорами, которые заставят его ощутить виртуальные объекты, 
которые он "держит" в своих виртуальных руках. А чтобы направлять движения 
виртуального тела можно использовать датчики, улавливающие сокращения мышц или 
нервные импульсы подключенного к компьютеру человека.
Одновременно в этот виртуальный мир могут погрузиться множество людей и их 
виртуальные тела будут взаимодействовать друг с другом, хотя реально эти люди 
находятся в разных концах света. Различные виртуальные тела могут обладать 
разными силами и способностями - в зависимости от их статуса, который распознает 
системный администратор компьютера, когда они вхоят в виртуальный мир. Эти силы 
вызываются или приводятся в действие при произнесении кодовых слов или мантр.
Чрезвычайно мощная система виртуальной реальности - такова метафора ведической 
вселенной, обусловленной майя или иллюзией, при которой сознательные души ложно 
отождествляют себя с материальными телами. Разумеется, эту метафору нельзя 
принимать буквально. В действительности вселенная не создается цифровым 
компьютером. Скорее это система взаимодействующих энергий, которая, в 
соответствии с ведической концепцией, обладает чертами разумного замысла и 
организации, напоминающая созданные людьми компьютерные системы.
Вернемся к рассказу о Кардама Муни. Получив свой восхитительный летающий дворец 
он со своей женой отправился в путешествие по различным планетам.
Удовлетворенный своей женой, он в своем воздушном доме наслаждался не только 
посещением горы Меру, но и различных садов, известных как Ваишрамбхака, 
Сурасана, Нандана, Пушпабхадрака и Саитаратхья, а также озером Манаса-саровара.
Таким способом он путешествовал по различным планетам, потому что воздух 
беспрепятственно движется во всех направлениях. Витая по воздуху в этом огромном 
и великолепном воздушном дворце, который мог летать по его воле, он превзошел 
даже полубогов.31
Полубоги - девы - названы в тексте на санскрите ваиманикан, что означает 
"путешествующие на виманах". Таким образом, здесь буквально говорится, что 
вимана Кардама Муни превосходит летающие корабли девов. Санскритское слово для 
обозначения планет - лока, что может относиться и к физическим небесным телам, и 
к недоступным человеческому восприятию мирам более высоких, по сравнению с 
нашим, измерений.
Пример виманы, использующейся для военных целей, дает нам повествование о Бали, 
царе дайтьев. Корабль Бали очень похож на тот, который Шальва получил от Шивы, и 
также построен Майя Данавой. Он был пущен в ход во время великой битвы между 
дайтьями и девами.
Чтобы вести эту битву самый прославленный из полководцев, махараджа Бали, сын 
Вирочаны, воссел на чудесный самолет по имени Ваихайяса. Этот дивно украшенный 
самолет, о царь, был сработан демоном Майя и оснащен всеми видами боевого 
оружия. Он был непостижим и неописуем. Воистину, иногда он был видим, а иногда 
невидим. Сидя на этом самолете под прекрасным защитным зонтом с лучшими из 
чамар, обмахивающими его опахалами, махараджа Бали, окруженный своими есаулами и 
воеводами, походил на восходящую вечером луну, освещающую все вокруг.32
Мой последний пример описания виман взят из повествования о жертвоприношении 
Дакши. Сати, жена Господа Шивы, пожелала присутствовать на жертвоприношении, 
которое собирался совершить ее отец Дакша, но Шива этого не хотел, поскольку 
Дакша оскорбительно к нему относился. Ниже рассказывается, как Сита, видя, что 
ее родственники пускаются в путь на своих виманах, упрашивает мужа разрешить ей 
посетить жертвоприношение.
О никогда не рождавшийся, о тот, у кого голубое горло, не только мои 
родственники, но и все прочие женщины в нарядных платьях и украшениях собираются 
отправиться туда вместе со своими мужьями и подругами. Посмотри только, как стаи 
их белых самолетов украсили все небо.33
Все описанные здесь персонажи - девы или упадевы. Из этих и других примеров 
видно, что для существ этой категории полеты на виманах считались обычным 
способом передвижения.





Летающие города

C. Уэнделл Стивенз упоминает об исследованиях, посвященных происхождению НЛО, 
которые провел коллектив ученых в Брюсселе под названием Исследовательская 
лаборатория А. Крааинена. Ученые пришли в выводу, что цивилизации, достигнув 
определенного уровня технологии, будут оставлять родные планеты и "жить в 
огромных "кораблях-матках", созданных ими самими искусственных мирах, 
превосходно приспособленных для их нужд, - в мирах, которые их жители содержат в 
исправности и постоянно совершенствуют... Искусственные миры полностью 
самодостаточны и не зависят от какой-либо другой планеты или физического тела. 
Они неограниченно функционируют и путешествуют по пространству".34
Ведической литературе также знакома идея летающих городах с замкнутым циклом 
самообеспечения, беспрепятственно путешествующих по всему космосу. Пример - три 
летающие города, которые Майя Данава построил для сынов Асура Тараки. Вот как 
они описываются в "Шива Пуране":
Затем чрезвычайно мудрый и искусный Майя посредством своего покаяния построил 
города: золотой - для Таракаши, серебрянный - для Камалакши и стальной - для 
Видьюмали. Эти три превосходные, похожие на крепости, города исправно служили в 
небесах и на земле... Так, войдя в три города, сыны Тараки, могучие и 
доблестные, наслаждались всеми радостями жизни. Там росло множество деревьев 
кальпа. В изобилии находились слоны и лошади. Было там много дворцов, украшенных 
драгоценностями. Воздушные колесницы, украшенные камнями падмарага, сияющие как 
солнце, двигались во всех направлениях и, подобно лунному свету, освещали 
города.35
Примечательно, что сияющие виманы летали вокруг воздушных городов. Напомню о 
многочисленных сообщениях о "кораблях-матках" и находящихся поблизости от них 
НЛО меньшего размера.
Обратимся к другому примеру - к повествованию о летающем городе Хираньяпура из 
"Махабхараты". Этот город, парящий в небе, увидел Арджуна, когда странстовал по 
небесным областям после того, как потерпел поражение в великой битве с 
ниватакавачами. В этом путешествии его сопровождал дева по имени Матали, 
которого он и спросил, что это за город. Матали ответил:
Жили некогда женщина из датьев по имени Пулома и великая асури Калака, которые в 
течение миллионов божественных лет соблюдали чрезвычайный аскетизм. В конце их 
аскетического подвига самосущий Бог даровал им милость. И вот что они выбрали в 
качестве награды: чтобы их потомство мало страдало, Индру себе в цари и 
неприкосновенность - чтобы не могли их тронуть боги, ракшасы и змеи. Этот 
прекрасный летающий город с великолепными сооружениями, заваленный грудами всех 
драгоценных камней и неприступный даже для бессмертных, отрядов якшасов и 
гандхарвов, и змей, асуров и ракшасов, исполненный всех достоинств и наполненый 
всем, чего можно только пожелать, свободный от печалей и болезней, был создан 
Брамой для потомков Калаки, о лучший из Бхарат. Бессмертные, о герой, избегают 
этого божественного, путешествующего по небу города, который населен паулома и 
калакейя асурами. Этот великий город называется Хираньяпура, Городом богов.36
Жители города, пауломы и калакейи, - потомки двух мятежных родственников девов, 
именовавшихся Пулома и Калака. "Змеи" - раса мистических существ, именуемых 
нагами, которые могли прнимать облик человека или змеи (смотри страницы  - ). 
Самосущий Бог - это Брахма, который считался прародителем всех живых существ в 
материальной вселенной. Происхождение Брахмы трансцендентально, у него не было 
материальных родителей, и потому он зовется самосущим. Бессмертные - это девы. 
Их называют так, потому что они живут миллионы наших лет. Тем не менее, согласно 
Ведам, все телесные существа в материальной вселенной живут ограниченный срок, 
по окончании которого должны умереть.
Брахма своими высшими силами даровал пауломам и калакейям летающие города, 
которые не могла захватить силой ни одна из различных групп могущественных 
существ, населяющих вселенную, включая и девов. Однако он оставил открытой 
лазейку для девов, провозгласив, что на города могут успешно напасть 
человеческие существа.
Арджуна был наполовину дев, наполовину человек. Его мать - земная женщина, а 
отец - Индра, царь девов. Индра дал сыну божественное оружие, чтобы тот 
разгромил врагов девов, получивших от Брамы защитное благословение, бессильное, 
однако, против людей. Итак, повстречав Хираньяпуру, летающий город, Арджуна 
решил напасть на него. Вот как сам он рассказывает о том, что произошло после 
его первой атаки.
Когда дайтьи начали погибать во множестве, они вновь отступили в свой город и, 
применив свое, данное им Данавой волшебство, взлетели в небо вместе с городом. Я 
остановил их могучим залпом стрел и, закрыв им путь, остановил бегство дайтьев. 
Но благодаря данной им милости, дайтьи без труда обороняли свой лучезарный 
летающий по воздуху город, который мог двигаться по их воле. Он то спускался под 
землю, то взлетал высоко в небо, то стремительно летел над сушей, то опускался в 
воды океана. Этот движущийся город, походивший на Амаравати, я штурмовал многими 
видами ракет, властвующих над людьми. Затем я обрушил и на город, и на дайтьев 
тучу стрел, полет которых ускоряли божественные ракеты. Израненный железными, 
прямолетящими стрелами, которые я выпускал из своего лука, разбитый город асуров 
упал на землю, о, царь. Асуры, которых поражали мои молниеподобные железные 
стрелы, бросились врассыпную, о царь, подгоняемые Временем. Матали быстро 
спустился на землю, словно бы падая плашмя, на нашу божественно лучезарную 
колесницу.37
Битва между Арджуной и дайтьями началась на поверхности некоей планеты 
(возможно, земли). Под натиском Арджуны дайтьи пустились наутек в свой летающий 
город. Примечательно, что город мог опускаться под землю и под воду, а также 
передвигаться в воздухе или в космосе. Во многих сообщениях о неопознаннных 
летающих объектах описывается, как НЛО входят в воду и всплывают из глубины,38 а 
некоторые связывают их с подземными или находящимися на дне моря базами. К 
примеру мистерия о Фениксе, о которой рассказывала Бетти Андреассон, 
разыгрывалась, по-видимому, в "подземном царстве"39, а Филиберто Карденас 
утверждал, что его привели на подводную базу.40
Согласно "Махабхарате", точно так же, как у дайтьев были летающие города вроде 
Хираньяпуры, у девов были летающие общественные дома, служившие центрами их 
административной деятельности. Вот два примера, действие в которых происходит в 
дворце для собраний Индры или Шакры, царя девов. Упоминающаяся в этом отрывке 
мера длины йоджана равна расстоянию от пяти до восьми миль.
Величественный и роскошный дворец Шакры, который тот завоевал своими подвигами, 
он построил для себя сам, Каурава, с блеском и великолепием огня. Он простирался 
на сотню йоджан в ширину и на сто пятьдесять йоджан в длину, воздушный, свободно 
передвигающийся и возвышающийся на пять йоджан. Рассеивающий старость, горести и 
усталость, свободный от болезней, благодатный, прекрасный, со множеством комнат, 
спален и мест для отдыха, оживленный и украшенный великолепными деревьями, 
повсюду росшими в этом поместье, о Партха, где повелитель богов восседал с 
Шачи...41
Стандартная черта в описаниях виман - то, что они сияют ярким светом. Те же 
самые черты мы находим и следующем описании дворца Ямы, построенного 
Вишвакармой, архитектором девов:
В этом прекрасном дворце, который мог передвигаться по желанию, никогда не было 
тесно - Вишвакарма построил его после того, как долгое время накапливал силу 
аскетизма, - и был это дворец освещен свом собственным сиянием, словно огнем, 
Бхарата. В него шли подвижники, совершавшие ужасные аскетические подвиги, люди 
верных обетов и правдивых слов, успокоенные, достигшие успеха и очищенные своими 
святыми действиями, все облаченные в лучезарные тела и незапятнанные одежды... и 
так сотнями шли великодушные гандхарвы и сонмы апсар... Сотни и сотни тысяч 
верных закону и мудрых в телесных формах прислуживали владыке всех созданий.42
У дворца Ямы есть одни интересная особенность - он населен существами множества 
различных типов. Это напоминает феномен НЛО, поскольку часто рассказывают о том, 
что в нем видели несколько различных типов существ, по всей видимости, 
действующих сообща. Во дворце Ямы, впридачу к гандхарвам, апсарам и различного 
рода аскетам, пребывали сиддхи - те, кто имеют йогические тела, питы, люди 
порочных деяний и "те близкие друзья Ямы, на которых лежит обязанность ведать 
временем".
Последние - это деятели, наделенные мистическими силами, дающими им возможность 
регулировать процесс переселения душ. Яма - ведический бог смерти, надзирающий 
за процессом перевоплощения. Как это ни странно, но даже здесь мы находим 
параллели с феноменом НЛО. Многие из сообщений о неопознаннных летающих объектах 
показывают, что некоторые уфонавты могут заставлять людей помимо их воли 
выходить из тела, а затем управлять их тонкими телами (смотри главу десятую). 
Это также одна из способностей, которой обладают те, кто входит в окружение Ямы.





О летающих лошадях и колесницах

Итак, что ведической традиции содержится большое количество упоминаний о расах 
человекоподобных существ, которые могут свободно странствовать по вселенной, 
используя летательные аппараты, называемые виманами. Можно, однако, возразить, 
на это, что есть также ведические предания о запряженных лошадями колесницах, 
летающих по небу. Разумеется, эти предания совершенно абсурдны, поскольку было 
бы нелепым утверждать, что животные могут скакать по небу или в открытом 
космосе, используя ноги. Эта абсурдность побуждает некоторых утверждать, что к 
ведической литературе не стоит относиться слишком серьезно.
Что можно на это ответить? Действительно, в ведической литературе есть предания 
о летающих колесницах, запряженных лошадьми, но они вовсе не обязательно 
являются абсурдными. Чтобы понять их должным образом, необходимо расмотреть эти 
предания со всеми подробностями, которые поместят их в контекст всеобъемлющей 
ведической картины мира. И если мы взглянем на них таким образом, то обретут 
смысл и колесницы с лошадьми, и самодвижущиеся виманы.
Я попытаюсь познакомить читателя с необходимыми подробностями, приведя несколько 
преданий из "Махабхараты" о герое-Пандаве Арджуне. В первой из них он 
странствует по космосу на колеснице, запряженной лошадьми, в самом буквальном 
смысле. В этом описании есть немало важных деталей, включая и то, что герой 
путешествует по пространству по некоей дороге.

...взошел, сияя, словно Солнце, на волшебную колесницу. И на ней, схожей обликом 
с Адитьей, чудесной, сотворенной с дивным икусством, ликуя, вознесся ввысь 
премдурый потомок Куру. Двигаясь по пути, сокрытому от очей на земле обитающих 
смертных, он видел там тысячи диковинного образа небесных колесниц. Там не 
светили ни огонь, ни солнце, ни луна, но [все] сияло собственным [внутренним] 
светом, который обретается святостью. Те сияющие [тела], которые отсюда 
наблюдаем мы в виде звезд и которые, хоть и огромны, из-за удаленности своей 
[кажутся] крошечными, как огоньки светильников, увидел Панадава во всей красоте 
их, в ярком свечении, каждое в своем небесном доме, сияющее собственным 
[внутренним светом]. Сотнями сонмов парили там [в воздухе] святые царственные 
мудрецы, сиддхи, герои, павшие на поле брани, и те, кто завоевал себе небо 
подвижничеством, [а также] тысячи гандхарвов, чей пыл духовный пламенел, как 
солнце, множества гухьяков, святых мужей и апсар.
Видя [различные] миры, сиявшие собственным светом, исполнился изумления 
Пхальгуна и дружески попросил разъяснения у Матали. Тот отвечал ему: "Это 
благочестивые мужи, о Партха, пребывающие в своих небесных домах, те самые, 
владыка, которых как звезды наблюдал ты с земли!"  Тут увидел [Арджуна] стоящего 
в [городских] воротах белого, дарующего победу слона Айравату с четырьмя 
бивнями, [огромного], как гора Кайласа. Ступая стезей совершенных, достойнейший 
меж потомков Куру и Панду воссиял [славой], как некогда Мандхатри, величайший из 
царей, лотосоокий наконепц увидел столицу Шакры - Амаравати.43

Как я указывал в шестой главе (страницы  , в этом отрывке важно обратить 
внимание на то, что Арджуна вступил в область, где нет ни солнечного, ни лунного 
света, где нет огня. Это то, что, как нам представляется, мы увидели бы, если 
оказались меж звезд, в открытом космосе. Здесь утверждается также, что звезды 
очень велики по размеру, хотя с земли и кажутся маленькими из-за огромного до 
них расстояния, и это вполне соответствует современным представлениям.
Итак, Арджуна увидел, что звезды - это освещенные своим светом миры и сияют они 
"внутренним светом" гандхарвов, гухьяков, святых мужей и прочих, включая и "тех, 
завоевал себе небо подвижничеством". О самих звездах в этом пассаже говорится 
как о воздушных колесницах, что несомненно является поэтическим описанием. 
Говорится о них также, как о неких личностях, и это указывает на тех властных 
персонажей, что живут на них 
Далее следует обратить внимание на то, что Арджуна "держал путь по дороге 
сиддхов", и что эта дорога проходила по мирам, которыми правили цари, к столице 
Индры. Впоследствии о ней говорится как о "дороге звезд" и "пути богов".44 Таким 
образом, колесница Арджуны, по-видимому, путешествовала в открытом космосе по 
своего рода дороге.
На то, по какой дороге в действительности ехал Арджуна, некоторый свет проливает 
"Вишну Пурана". В ней говорится, что Путь Богов (дева-яна) лежит к северу от 
орбиты солнца (эклиптики), к северу от Нагавитхи (накшатры Ашвини, Бхарани и 
Критика) и к югу от звезд семи риши.45 Ашвини и Бхарани - это созвездия в Овне, 
находящемся к северу от эклиптики, а Криттика) - это созвездие, смежное с 
созвездием Тельца, известное как Плеяды. Ашвини, Бхарани и Криттика) принадлежат 
к группе из двадцати восьми созвездий, называемых в санскрите накшатры. Семь 
риши - это звезды Ковша в Большой медведицы. По этой информации мы можем 
составить общее представление о Пути Богов как о дороге, протянувшейся через 
звезды в северной небесной полусфере.
Другая важная небесная дорога - Путь питов (или питр-яна). Согласно "Вишну 
Пуране", эта дорога пролегает на севере от звезды Агастья и к югу от Аджавитхи 
(три накшатры Мула, Пурвашадха и Уттарашадха), не пересекаясь с путем 
Вайшванара.46 Область питов, или Питралока, в ведической литературе именуется 
обителью Ямы, божества, которое назначает наказания грешным человеческим 
существам, - его воздушный дворец для собраний описан выше. Эта область, а также 
адские планеты находятся, как говорится в "Бхагавата Пуране", в южной стороне 
вселенной, на юге от Бху-мандала, планетарной системы, в которую входит Земля.47
Накшатры Мула, Пурвашадха и Уттарашадха отчасти соответствуют созвездиям 
Скорпиона и Стрельца, и считается, что Агастья - это звезда под названием 
Канопис. Таким образом, по описаниям в "Вишну Пуране" мы можем представить себе, 
где находится Питралока и ведущая в нее дорога, пользуясь знакомыми нам 
небесными ориентирами.
Эти звездные дороги простираются на огромные расстояния, а когда они проходят по 
космосу, то, естественно, возникает проблема отсутствия атмосферы, которой могли 
бы дышать живые существа. Какие кони способны преодолеть эти дороги? Чтобы 
ответить на этот вопрос, вспомним эпизод из "Махабхараты", когда гандхарва по 
имени Читраратха преподносит дары Арджуне. Хотя у Читраратхи есть вимана, он, 
видимо, не пренебрегает также более обычным средством передвижения - лошадьми, 
хотя и волшебными.
О лучшие из людей, ныне я хочу предложить каждому из вас, пяти братьев, по сотне 
коней, которых разводят гандхарвы. Верховые кони богов и гандхарвов отличаются 
божественным благоуханием и скачут со скоростью мысли. Даже когда их силы 
иссякают, они не сбавляют скорости...
Эти кони гандхарвов меняют масть по своему желанию и летают с той скоростью, с 
какой хотят. Они просто будут появляться перед вами по вашему желанию, готовые 
служить вам. Эти кони всегда будут выполнять ваши желания.48
По-видимому, это мистические кони, свойства которых основаны на законах, 
управляющими тонкими материальными энергиями. Дороги, по которым они скачут, 
имеют, вероятно, сходную природу, и тот факт, что они могут преодолевать 
огромные расстояния по этим дорогам за короткое время, обусловлен тем, что они 
подчиняются скорее законам, управляющим тонкими энергиями, нежели законам, 
управляющими обычной, грубой материей.
Тот факт, что по такой дороге может быть перенесено и грубое человеческое тело, 
объясняется мистическими силами, сиддхами, именуемыми прапти и мано-джава, 
упоминавшимся в шестой главе. Дело в том, что тонкие законы включают в себя и 
замещают собой грубые законы. Грубая материя, подчинающаяся знакомым нам 
физическим законам, подчиняется также и тонким законам. Но те же самые тонкие 
законы могут использованы, чтобы заставить грубую материю действовать в 
нарушение обычных законов физики.
Давайте теперь рассмотрим колесницы Арджуны. Вот описание одной их них:
Колесница была снабжена всем необходимым снаряжением. Ее не могли победить ни 
боги, ни демоны, и она излучала свет и издавала громкий грохочущий звук. Ее 
красота завладевала умами всех, кто видел ее. Вишвакарма, величайший из тех, кто 
замышляет и строит, создал ее силой своего аскетического подвижничества, и ее 
формы нельзя было отчетливо разглядеть, как нельзя разглдяеть солнце.49
Из этого материала я могу сделать следующее предварительное заключение: 
технология создания виман и летающих колесниц, запряженными лошадьми, в основном 
одинакова. Она основана на мистических силах и связанных с высокими измерениями 
аспектами материальной энергии, которые неизвестны современной науке, но были 
хорошо знакомы девам. Виманы - это в основном архитектурные сооружения, которые 
благодаря силам, кажущимся нам мистическими, были способны летать, как в трех 
измерениях, так и в многомерном пространстве. Кони гандхарвов действовали на 
этом самом мистическом уровне, как, впрочем, и колесницы, в которые они были 
запряжены.
Если это верно, то возникает вопрос: почему девы и прочие родственные им 
существа снисходили до колесниц, запряженных лошадьми, когда в их распоряжении 
были самодвижущиеся виманы? Если судить по "Махабхарате", то ответ прост - все 
они ездили на лошадях просто потому, что им это нравилось. Они прибегали к 
летающей архитектуре, когда это соответствовало их целям, но при этом очень 
любили ездить верхом. Точно так же у них было мощное оружие, такое, как 
брахмастра, основанное на излучении энергии, и одновременно тщательно 
разработанные правила ведения рукопашного боя палицами. Общее впечатление 
таково, что девы и упадевы придавали особое значание жизни и личной доблести как 
таковым, вне всякой связи с машинами.
Есть ли какие-нибудь параллели между небесными дорогами девов и информацией, 
содержащейся в сообщениях об НЛО? Вероятно, они существуют и просматриваются в 
рассказах очевидцев, описывающих, как они ходили пешком в космосе по световым 
лучам. Один из таких примеров - сообщение о похищении Сары Шоу в марте 1953 года 
из хижины в каньоне Туджунга, неподалеку от Лос-Анджелеса (смотри страницу  ). 
После того, как доктор Уильям Маккол подверг ее гипнозу, Сара рассказала 
следующую историю о том, как она была взята на борт НЛО:
Маккол: Вы встали около корабля?
Сара: Нет, я начинаю плыть по воздуху. Я к нему плыву по воздуху.
Маккол: Что вы имеете в виду, говоря, что начинаете плыть к нему по воздуху?
Сара: ...они идут вместе со мной, но мои ноги не касаются земли.
Маккол: Когда вы вышли из дома, они были на земле. Как вышло так, что они теперь 
не касаются земли?
Сара: Ну, тут такой луч света. И я как бы... я почти как...
Маккол: Сейчас вы видите луч свете?
Сара: Я нахожусь на луче света. Я стою на нем, и он изгибается под углом. Это 
похоже на какой-то эскала... нет! Он идет под тем же самым углом, как шел бы 
эскалатор, то только на нет нет ни перил, ни ступенек. Это просто очень гладкий, 
твердый луч, и на нем можно просто стоять...
Маккол: Что происходит с вашими друзьями?
Сара: Они все вокруг меня.
Маккол: Они тоже стоят на световом луче?
Сара: Но они вроде как... теперь я иду. Мы все идем, но луч к тому же несет нас, 
как лента конвейера. Луч движется. А мы впридачу к тому, как бы шагаем по нему. 
Но я под собой ничего не чувствую. К примеру, не ощущаю ничего твердого под 
ногами, как было бы на земле.50

Если принять эту историю буквально, то из нее явствует, что световой луч 
оказался не только в состоянии выдержать вес Сары, но и на нем было возможно 
устоять в вертикальном положении и даже нормально передвигаться. Похожий 
"пешеходный" луч применили, по-видимому, и пришельцы в случае с Массе (смотри 
страницу  ), который утверждал, что "скольлил по световым лентам".
Во втором примере очевидец не шагает по световому лучу, в плывет в нем. Об этом 
феномене поведал Уильям Кертис, который, по его утверждениям, был похищен НЛО в 
сентябре 1974 года и вспомнил об этом в декабре 1987-го. Его похитили из 
собственной спальни. Кертис вспоминает, что, возвращая пленника назад, 
похитители просили его прыгнуть в отверстие в днище корабля, через которое он 
видел далеко внизу свою комнату. Вот как Кертис описывает свои переживания:
Когда я падал, я чувствовал, словно... вы когда-нибудь катались на "американских 
горках"? Так вот, ощущение было наподобие этого. У меня дух захватило. Но меня 
мягко остановило в двух футах над крышей. Я отчетливо видел каждую неровность на 
кровле. А затем что-то подхватило меня, вытянуло в струнку и завертело, а затем 
опустило вниз прямо сквозь крышу! Они положили меня обратно в кровать, схватили 
за руки и удержали на месте...
Через крышу проходил белый свет, и это маленькое существо поднималось вверх по 
этому свету. Я слышал жужжащий звук, словно откуда-то сверху доносился шум 
генератора. Маленькое существо, поднимаясь, очень быстро дрыгало ножками... Оно 
поднималось к какому-то серому НЛО. Это выглядело, словно  кто-то нажал кнопку и 
захотел, чтобы я все это увидел. Затем я увидел... что внизу под "ЛАП" 
[Летательный аппарат пришельцев] целая система каких-то труб. Свет поднялся 
вверх, потолок встал на место и все стало как обычно.51
В первом из двух этих сообщений, луч света был наклонен под углом и по нему 
можно было идти пешим ходом. Во втором - луч был направлен вертикально вверх, и 
существо, которое поднималось по нему, совершало нечто вроде плавательных 
движений. В обоих случаях, описываемые события кажутся с точки зрения принятых 
физических принципов совершенно причудливыми и невероятными. В особенности это 
относится ко второй истории, где световой луч использовался, по-видимому, затем, 
чтобы пронести человека сквозь крышу его дома. Однако в случае с Сарой Шоу, 
вторгшиеся в дом существа вошли в ее комнату, пройдя через оконное стекло 
(смотри страницу  ), и это схожее явление.
Можно провести параллель между этими примерами и ведическими небесными дорогами. 
Луч света, по-видимому, обозначает тропу или проход в космосе, по которому 
человек может передвигаться на собственных ногах. Существа, использующие эти 
пути, обладают силами, которые позволяют им проходить сквозь стены, неся при этом 
с собой и человеческие тела. Ведическая небесная или божественная дорога - это 
также путь через космос, по которому можно шагать пешком. Скачущие по нему 
лошади и колесницы обладают мистическими свойствами, а кони могут по желанию 
появляться и исчезать. Человеческие существа подобные Арджуне также могут 
двигаться по этому пути, как по ленте конвейера. Однако в одном пункте аналогия 
между божественным путем и проходом в виду светового луча заканчивается: 
небесный путь - это дорога космического масштаба и, по-видимому, относительно 
постоянная, в то время как луч света - весьма мал, и разворачивается лишь тогда, 
когда в нем возникает нужда.
Выясняется - и это довольно любопытно, - что небесные пути, упоминающиеся в 
ведической литературе, являются лучами света особой природы. Так, "Бхагавата 
Пурана" дает следующее описание путешествия мистиков по Пути Богов:
О царь, когда мистик проходит Млечным Путем по освещенной Сушумне, чтобы достичь 
высших планет, Брахмалока, он направляется вначале на Вайшванару, планету 
божества огня, туда, где он становится полностью очищенным от всех загрязнений, 
а затем поднимается выше в круг Шишумара, чтобы установить связь с Господом 
Хари, Тем, кто возглавляет богов.52
Путь, по которому следует этот мистик, - это путь дева-яна, и он упоминается 
здесь как освещенная Сушумна. Согласно санскритскому словарю, Сушумна - название 
одного из основных лучей солнца. Таким образом, Сушумна может быть чем-то вроде 
светового луча. Ясно, однако, что его положение в космосе указывает на то, что 
это не простой солнечный луч.





Виманы Вайкунтхи

В своем комментарии с "Бхагавата Пуране" А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада 
описывает три процесса для передвижения во внешнем пространстве. Первый связан с 
использованием механических космических кораблей, он называется ка-пота-вайю. Ка 
в данном случае обозначает эфир, или пространство, а пота означает корабль. 
Выражение ка-пота-вайю может также использоваться в игре слов, поскольку слово 
капота означает также и голубя.
Второй процесс именуется акаша-патана. "Как ум без помощи механических 
приспособлений может лететь куда угодно - туда, куда пожелает человек, так и 
самолет акаша-патана летает со скоростью ума".53 Многие из обсуждавшихся выше 
виман использовали, по-видимому, этот процесс. Возможно, что многие НЛО также 
приводятся в движение действием ума. Другие виманы и НЛО могут приводиться в 
действие более механическими процессами, манипулирующими эфиром, или, выражаясь 
современными терминами, структурой пространства-времени.
Согласно "Бхагавата Пуране", эфир - это структура пространства, и вся грубая 
материя порождается трансформациями эфира.54 Эта идея напоминает теорию Джона 
Уилера о геометродинамике, по которой все материальные частицы являются всего 
лишь искривлениями или деформациями пространства-времени.55 Обе теории, как 
выдвинутая "Бхагавата Пураной", так и Уилером, предполгают, что материя прямо 
связана с эфиром. Таким образом, должно быть возможно манипулировать эфиром при 
помощи манипулирования грубой материей. Следовательно можно создать физическую 
машину, которая способна манипулировать пространством-временем и обеспечивать 
необычные методы передвижения.
"Бхагавата Пурана" утверждает также, что эфир является полем действия тонкого 
сознания.56 Следовательно, с помощью ума можно манипулировать эфиром, а это 
допускает систему передвижения акаша-патана. Обратите внимание, что слово акаша 
означает "эфир", а патана - "летание".
Система акаша-патана использует тонкую энергию сознания, но при этом все еще 
остается материальной. На более высоком уровне находится процесс Ваикунтха - 
полностью спиритуальный. В ведической системе Ваикунтха - это духовный или 
спиритуальный мир. Если материальный мир характеризуется дуальностью между 
неодушевленной материей и одушевленным духом, то в мире Ваикунтха все является 
сознанием и озарено своим собственным светом. Объекты в Ваикунтхе состоят из 
одушевленной субстанции, именуемой чинтамани, что можно перевести как "сознание-
драгоценность".
В ведической литературе встречается множество упоминаний о чисто 
спиритуалистических виманах, происходящих из Ваикунтхи, и всякий раз, когда 
разговор заходит о виманах вообще, нельзя не упомянуть и о них. Хотя эти виманы 
часто сравнивают с лебедьми, или же о них говорится, что они по форме похожи на 
лебедей, но это отнюдь не лебеди, а летающие сооружения, состоящие из чинтамани 
и приводящиеся в движение силой чистого сознания.
Основные характеристики виман из Ваикунтхи приводятся в предании об освобождении 
царя по имени Дхрува из рабства в материальном мире. Вот описание того, как 
такой корабль появился перед Дхрувой во время его смерти:
Как только стали проявляться признаки его освобождения, он увидел прекрасный 
самолет [виману], спускающийся с небе, как если бы спускалась сияющая ясным 
светом полная луна, освещающая все вокруг в десяти направлениях.
На этом самолете махараджа Дхрува увидел двух прекрасных помощников Господа 
Вишну. У них было по четыре руки и сиящие черные тела, они были чрезвычайно 
молоды, а глаза их напоминали красноватые цветы лотоса. В руках они держали 
дубинки и были одеты в весьма красивые одеяния, на головах у них были шлемы, а 
тела украшены ожерельями, браслетами и серьгами.57
Перед тем, как взойти на виману, царь приобрел спиритуальное тело или сиддха-
дева. Это нетленная телесная форма, состоящая из духовной энергии и 
приспособленная для жизни в атмосфере Ваикунтхи. Путешествие Дхурвы на вимане 
описывается следующим образом:
Проносясь сквозь пространство, махараджа Дхурва видел одну за другой все планеты 
солнечной системы, и видел на своем пути полубогов на самолетах, которые, как 
дождем, осыпали его цветами.
Так махараджа Дхурва миновал семь планетарных систем великих мудрецов, известных 
как саптариши. За пределами этой области он достиг трансцендентального состояния 
вечной жизни на планете, где живет Господь Вишну.58
В ведических преданиях часто говорится о том, что девы осыпают великих личностей 
дождем цветов, в особенности в час грандиозных побед или иных славных событий. 
Возможно, что параллелью этим дождям из цветов может послужить ливень из 
лепестков, пролившийся около Фатимы, в Португалии, во время появления там 
лучезарного существа, которое многие приняли за Деву Марию. Этот эпизод 
описывается в восьмой главе (смотри страницы  - ).

------------------------------------------------------------------------
Сайт управляется системой uCoz