Б Х А К Т И И В Е Д А Н Т А.
Ч Т О О Б Щ Е Г О ?
Н И Ч Е Г О: говорится в письме,адресованном Институту
Бхактиведанты.
В С Е: отвечает Рави Гоматам.
ЗАГАДОЧНЫЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ
Письмо в Институт
___
В брошюре,которую вы мне прислали,говорится:"В наших иссле-
дованиях используются идеи Бхагавата-традиции Веданты." Это ут-
верждение послужило для меня источником путаницы.
Общеизвестно,что Веды делятся на два раздела:первый -
карма-канда,второй - гйана-канда.Раздел гйана-канды именуют
также Ведантой(или концом Вед).
Слово "бхагавата" означает " тот,кто предан Бхагава-
те(Господу)".Материал,имеющий отношение к "Бхагавата-тради-
ции" и "бхакти"(преданности),является предметом рассмотрения
карма-канды и не является предметом изучения Веданты.
В бхакти заложены двойственные взаимоотношения между пре-
данным и Господом,тогда как Веданта есть "адвайта",недвойс-
твенная.
Поэтому меня обескураживает название вашего Института -
"Бхактиведанта",так по моему разумению "бхакти" и "Веданта"
самостоятельные учения,в корне отличающиеся друг от друга,ис-
пользующие различную методологию.
Мои сомнения в дальнейшем фактом существования известного
свами,Свами Прабхупады(У которого также было имя А.Ч.Бхактиве-
данта),основавшего движение Харе Кришна.Вам,несомненно,извест-
но,что общество Харе Кришна - это современное религиозное дви-
жение,вообще не связанное с традиционной Ведантой.
Изучающий традиционную Веданту знает,что существует
четкое различие между абсолютной реальностью(парамартхика) и
эмпирической реальностью(вйавахарика).В смысле этих различий,
предметом научных исследований является эмпирическая реальность.
Традиционная Веданта учит,что основой всего(абсолютной
реальности) является сознание(или самосознание).Более того,эм-
пирическая реальность зависит от сознания(абсолютной реальнос-
ти).
Поэтому,если следовать указаниям традиционной Ведан-
ты,можно логически вывести,что наука(изучение зависимой
реальности) не самодостаточна,а включается в абсолютную реаль-
ность(сознание).Другими словами,наука является "объектом" изу-
чения "субъекта",который есть сознание.
Меня впечатляет,что у вашего Института такие квалифициро-
ванные сотрудники.Но меня смущают философские несоответс-
твия,содержащиеся в материалах,присланных вами.
Буду вам весьма признательна за ответ на мое письмо.
Искренне Ваша,
Ли Каплан
Санта-Барбара,
Калифорния
ЦЕЛЬ ВЕДАНТЫ
Ответ Рави Гоматама,международного секретаря Института
Бхактиведанты.
Несмотря на расхожее понимание бхакти и Веданты,само сло-
во Бхактиведанта не является нелепостью.
В Веданте существуют две традиции:имперсональная и вайш-
навская.Обе существуют с незапамятных времен.Шрипада Ади Шан-
карачарйа - известный современный ачарйа(учитель)
имперсональной школы,а Шрипада Рамануджачарйа,Шрипада Мадхва-
чарйа и Шри Чайтанйа Махапрабху - наиболее известные современ-
ные ачарйи вайшнавской школы.
Когда имперсоналисты говорят о Веданте,они обычно ссыла-
ются на Шарирака-Бхашью Шрипады Ади Шанкарачарйи.Но это не
единственная бхашья(комментарий) на Веданта-сутру.Существуют
прекрасные комментарии вайшнавских ачарйев,такие как Шри-Бхашья
Рамануджачарйи,Говинда-Бхашья Баладевы Видйабхушаны и Татпарйа-
-Нирнайас Мадхвачарйи.
Персоналистская Веданта
Наличие вайшнавских комментариев опровергает популярную
точку зрения на то.что Веданта изучалась только одной традици-
онной школой,тогда как другая,называемая бхакти,не имеет с Ве-
дантой ничего общего.
Некоторые полагают,что бхакти предназначена для менее ра-
зумных людей("люди сердца" - это распространенное клише),тогда
как имперсональная гйана - для людей с развитым интеллектом(и,
как водится,более продвинутых).
Так или иначе,любая истинная Ведическая традиция непос-
редственно основана на Веданте.Поэтому эти две школы называют-
ся не гйана и бхакти,как вы отметили,а майавада(имперсональ-
ная) и вайшнавская(персоналистская).Следовательно неверно
полагать,что тот,кто практикует бхакти,лишен знаний.Напро-
тив,знание в полной завершенной форме проявляется только в
бхакти.Этому есть подтверждение в Бхагавад-Гите,которая явля-
ется сущностьб Упанишад,исходящих в свою очередь из основ гйа-
на-канды. Бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате:после
многих рождений и смертей,тот,кто действительно пребывает в
знании(гйане) вручает себя Васудеве,Господу Шри Криш-
не.(БГ.7.19)
В двенадцатой главе Бхагавад-Гиты Арджуна спрашивает,ка-
кой путь лучше - персональный или имперсональный.Господь Криш-
на недвусмысленно отвечает,что персональный путь лучше.
Персоналистская и имперсональная школы соответственно
практикуют бхакти и гйану.Гйана и бхакти - это вечные характе-
ристики обладающей сознанием духовной души.В материальном мире
они ориентированы на второстепенные объекты,тогда как в духов-
ном мире они существуют в чистом виде.
Когда мы говорим о Бхактиведанте,мы имеем ввиду вайшнавс-
кую (персоналистскую) традицию Веданты.Мы намеренно употреблям
этот термин,в то время как термин Веданта сам по себе употреб-
ляется последователями имперсональной школы.
Первый комментарий Бхактиведанты на Веданта-сутру - это
Шримад-Бхагаватам,написанный самим составителем Веданта-сутры,
Шрилой Вйасадевой.Позднее вайшнавские ачарии развили смысл Ве-
данты,следуя по стопам Шрилы Вйасадевы.
Выше преданности полубогам
Более того,некоторые из ваших возражений - это не только
вопрос философских различий,они просто некорректны.Например,вы
говорите:"Бхакти является составной частью раздела карма-канды
и не служит предметом рассмотрения Веданты".Негде в священных
писаниях нет подобного утверждения.Карма-канда,как раздел Вед,
рассматривает деятельность,приносящую плоды,то есть,религиоз-
ные ритуалы,практикуемые для получения материального воздая-
ния.Они технически именнуются трай-гунйа - вишайа веда или де-
ятельность трех модусов материальной природы.
Но бхакти трансцендентна к этим трем модусам и к
кармическому менталитету.Основополагающий принцип бхакти -
служение Верховному Господу,не ожидая материальной награды.По-
этому каким образом бхакти может быть предметом рассмотрения
раздела карма-канды?То,с чем вы,вероятно,перепутали бхакти,так
это с поклонением полубогам - Господу Брахме,Господу Шиве,Инд-
ре,Парвати,Чандре и т.д.,что и,в самом деле,является частью
раздела карма-канды.
Традиционная Веданта
Такое поклонение,однако,неправильно именуют бхакти.Это
просто поклонение в сфере действия трех модусов для получения
мктериальной выгоды.Поклоняющиеся полубогам описываются в Бха-
гавад-Гите как не очень разумные (алпа медхасам),о блага,полу-
чаемые ими,ограничены и временны.
Часто думают, что бхакти просто сентиментальная практика,
выполняемая в отношении любого объекта поклонения (ишта-дева-
та).В сответствии с этим,она рассматривается как просто средс-
тво достижения более высокого уровня гйаны.
Хотя священные писания не поддерживают такого определения
бхакти.Бхакти,в правильном понимании,относится только к служе-
нию Богу,а не полубогам.Поэтому бхакти - не предмет рассмотре-
ния раздела карма-канды.
Вы говорите:"В бхакти заложены двойственные взаимоотноше-
ния,тогда как Веданта означает"адвайта",недвойственная".Это
утверждение,однако,не находит подтвержедение в Ведической ли-
тературе.Веданта - это просто постижение Верховного Брахма-
на.Это Верховная Сущность может постигаться как монистами,так
и вайшнавами.Между прочим,как могло случиться,что великие
вайшнавские ачарйи составили коментарии на Веданта-сутру?
Вы также утверждаете,что бхакти не является предметом
рассмотрения Веданты.Но в Бхагавад-Гите Верховная Личность Бо-
га Сама объявляет - ведайш ча сарвайр ахам эва ведйах:"Я зна-
ток всех Вед"(а они, естественно,включают в себя и Веданту.Та
же истина провозглашается в самом начале Веданта-сутры:атхато
брахма джигйаса.Цель Веданты - вопрошать об Абсолютном Брахма-
не,что в конечном итоге ведет к бхакти,служению Верховному
Брахману,Личности Бога.
Вы говорите,что движение Харе Кришна "это современное
движение вообще не связанное с традиционной Ведантой".Здесь вы
не правы по двум причинам.
Во-первых,движение Харе Кришна - отнюдь не современное
движение,оно заложено в традицию вайшнавов.Оно,возможно,новое,
и следовательно,современное для людей Запада,но не для нас,ин-
дийцев.Я родился вайшнавом,и я знаю,что вайшнавизм - древняя
традиция и культура Индии.Не только она,но и современная форма
движения Харе Кришна,известная на Западе,была введена Шри Чай-
танйей пятьсот лет назад в Бенгалии.Поэтому ее вряд ли можно
назвать современной в смысле недавнего происхождения (хо-
тя,возможно,ее могли бы назвать современной в смысле новоотк-
рытмя для современников).
Во-вторых,что гораздо серьезнее,вы говорите,что движение
Харе Кришна вообще не связано с традиционной Ведантой.Я согла-
сен с этим,если вы имеете ввиду монистическую Веданту.Движение
Харе Кришна не имеет ничего общего с монистической Ведантой,но
всецело базируется на вайшнавской Веданте.
Наука и сознание
Термин Бхактиведанта,который присутствует в наименовании
нашего института имеет отношение к традиции Бхагавата,вайш-
навской традиции Веданты.Институт Бхативеданты - самостоятель-
ный институт,предназначенный для проведения исследований,отк-
рывающих точку зрения традиции Бхагавата на сознание для
современной науки.
Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабху-
пада,основатель движения Харе Кришна,вдохновил создание Инсти-
тута Бхактиведанты.Слово Бхактиведанта в его имени это ти-
тул,пожалованный ему в тридцатых годах за представление
вайшнавской традиции Веданты авторитетно и недвусмысленно.
Институт,хотя и самостоятельное учреждение,имеет истоки в
аутентичной духовной традиции как и движение Сознания Криш-
ны,который также был основан Шрилой Прабхупадой.
Исследовательские программы института,однако,лежат в
плоскости интересов науки и сознания.
По поводу вашего заключительного замечания о природе эм-
пирической и абсолютной реальностей - оно затрагивает суть на-
шей исследовательской работы.Мне бы хотелось побеседовать по
затронутому вами предмету дополнительно в том случае,если мы
уясним для себя эту стадию нашей дискуссии.
Искренне Ваш,
Рави Гоматам
Сайт управляется системой
uCoz