Б Х А К Т И  И  В Е Д А Н Т А.
                            Ч Т О  О Б Щ Е Г О  ?

     Н И Ч Е Г О: говорится  в  письме,адресованном  Институту
                  Бхактиведанты.
     В С Е: отвечает Рави Гоматам.

                     ЗАГАДОЧНЫЕ   НЕСООТВЕТСТВИЯ
                          Письмо в Институт
                                 ___

     В брошюре,которую вы мне прислали,говорится:"В наших  иссле-
дованиях используются идеи Бхагавата-традиции Веданты." Это ут-
верждение послужило для меня источником путаницы.
     Общеизвестно,что Веды  делятся  на  два раздела:первый -
карма-канда,второй -  гйана-канда.Раздел  гйана-канды  именуют
также Ведантой(или концом Вед).
     Слово "бхагавата"  означает  "  тот,кто  предан  Бхагава-
те(Господу)".Материал,имеющий отношение   к  "Бхагавата-тради-
ции" и "бхакти"(преданности),является  предметом  рассмотрения
карма-канды и не является предметом изучения Веданты.
     В бхакти заложены двойственные взаимоотношения между пре-
данным и  Господом,тогда  как  Веданта есть "адвайта",недвойс-
твенная.
     Поэтому меня  обескураживает  название вашего Института -
"Бхактиведанта",так по моему разумению  "бхакти"  и  "Веданта"
самостоятельные учения,в  корне отличающиеся друг от друга,ис-
пользующие различную методологию.
     Мои сомнения в дальнейшем фактом существования известного
свами,Свами Прабхупады(У которого также было имя А.Ч.Бхактиве-
данта),основавшего движение Харе Кришна.Вам,несомненно,извест-
но,что общество Харе Кришна - это современное религиозное дви-
жение,вообще не связанное с традиционной Ведантой.
     Изучающий традиционную   Веданту   знает,что   существует
четкое различие  между  абсолютной реальностью(парамартхика) и
эмпирической реальностью(вйавахарика).В смысле  этих  различий,
предметом научных исследований является эмпирическая реальность.
     Традиционная Веданта  учит,что  основой  всего(абсолютной
реальности) является сознание(или самосознание).Более того,эм-
пирическая реальность зависит от сознания(абсолютной реальнос-
ти).
     Поэтому,если следовать  указаниям   традиционной   Ведан-
ты,можно логически    вывести,что   наука(изучение   зависимой
реальности) не самодостаточна,а включается в абсолютную реаль-
ность(сознание).Другими словами,наука  является "объектом" изу-
чения "субъекта",который есть сознание.
     Меня впечатляет,что у вашего Института такие квалифициро-
ванные сотрудники.Но  меня  смущают  философские   несоответс-
твия,содержащиеся в материалах,присланных вами.
     Буду вам весьма признательна за ответ на мое письмо.

                                             Искренне Ваша,
                                             Ли Каплан
                                             Санта-Барбара,
                                             Калифорния

                         ЦЕЛЬ  ВЕДАНТЫ
     Ответ Рави  Гоматама,международного  секретаря  Института
                          Бхактиведанты.

     Несмотря на расхожее понимание бхакти и Веданты,само сло-
во Бхактиведанта не является нелепостью.
     В Веданте  существуют две традиции:имперсональная и вайш-
навская.Обе существуют с незапамятных времен.Шрипада Ади  Шан-
карачарйа -      известный     современный     ачарйа(учитель)
имперсональной школы,а Шрипада Рамануджачарйа,Шрипада  Мадхва-
чарйа и Шри Чайтанйа Махапрабху - наиболее известные современ-
ные ачарйи вайшнавской школы.
     Когда имперсоналисты  говорят о Веданте,они обычно ссыла-
ются на Шарирака-Бхашью Шрипады  Ади  Шанкарачарйи.Но  это  не
единственная бхашья(комментарий)  на  Веданта-сутру.Существуют
прекрасные комментарии  вайшнавских  ачарйев,такие как Шри-Бхашья
Рамануджачарйи,Говинда-Бхашья Баладевы Видйабхушаны и Татпарйа-
-Нирнайас Мадхвачарйи.

                       Персоналистская  Веданта
     Наличие вайшнавских  комментариев  опровергает популярную
точку зрения на то.что Веданта изучалась только одной традици-
онной школой,тогда как другая,называемая бхакти,не имеет с Ве-
дантой ничего общего.
     Некоторые полагают,что бхакти предназначена для менее ра-
зумных людей("люди сердца" - это распространенное клише),тогда
как имперсональная гйана - для людей с развитым интеллектом(и,
как водится,более продвинутых).
     Так или  иначе,любая  истинная Ведическая традиция непос-
редственно основана на Веданте.Поэтому эти две школы называют-
ся не  гйана  и бхакти,как вы отметили,а майавада(имперсональ-
ная) и   вайшнавская(персоналистская).Следовательно    неверно
полагать,что тот,кто   практикует  бхакти,лишен  знаний.Напро-
тив,знание в полной завершенной  форме  проявляется  только  в
бхакти.Этому есть  подтверждение в Бхагавад-Гите,которая явля-
ется сущностьб Упанишад,исходящих в свою очередь из основ гйа-
на-канды. Бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате:после
многих рождений и смертей,тот,кто  действительно  пребывает  в
знании(гйане) вручает    себя   Васудеве,Господу   Шри   Криш-
не.(БГ.7.19)
     В двенадцатой  главе Бхагавад-Гиты Арджуна спрашивает,ка-
кой путь лучше - персональный или имперсональный.Господь Криш-
на недвусмысленно отвечает,что персональный путь лучше.
     Персоналистская и  имперсональная  школы   соответственно
практикуют бхакти и гйану.Гйана и бхакти - это вечные характе-
ристики обладающей сознанием духовной души.В материальном мире
они ориентированы на второстепенные объекты,тогда как в духов-
ном мире они существуют в чистом виде.
     Когда мы говорим о Бхактиведанте,мы имеем ввиду вайшнавс-
кую (персоналистскую) традицию Веданты.Мы намеренно употреблям
этот термин,в то время как термин Веданта сам по себе употреб-
ляется последователями имперсональной школы.
     Первый комментарий  Бхактиведанты  на Веданта-сутру - это
Шримад-Бхагаватам,написанный самим составителем Веданта-сутры,
Шрилой Вйасадевой.Позднее вайшнавские ачарии развили смысл Ве-
данты,следуя по стопам Шрилы Вйасадевы.
                    
                     Выше преданности полубогам
   
     Более того,некоторые из ваших возражений - это  не только
вопрос философских различий,они просто некорректны.Например,вы
говорите:"Бхакти является составной частью раздела карма-канды
и не  служит предметом рассмотрения Веданты".Негде в священных
писаниях нет подобного утверждения.Карма-канда,как раздел Вед,
рассматривает деятельность,приносящую  плоды,то есть,религиоз-
ные ритуалы,практикуемые для получения  материального  воздая-
ния.Они технически именнуются трай-гунйа - вишайа веда или де-
ятельность трех модусов материальной природы.
     Но бхакти   трансцендентна   к  этим  трем  модусам  и  к
кармическому менталитету.Основополагающий  принцип  бхакти   -
служение Верховному Господу,не ожидая материальной награды.По-
этому каким образом бхакти может быть  предметом  рассмотрения
раздела карма-канды?То,с чем вы,вероятно,перепутали бхакти,так
это с поклонением полубогам - Господу Брахме,Господу Шиве,Инд-
ре,Парвати,Чандре и  т.д.,что  и,в  самом деле,является частью
раздела карма-канды.
     
                      Традиционная Веданта
     
     Такое поклонение,однако,неправильно  именуют   бхакти.Это
просто поклонение  в сфере действия трех модусов для получения
мктериальной выгоды.Поклоняющиеся полубогам описываются в Бха-
гавад-Гите как не очень разумные (алпа медхасам),о блага,полу-
чаемые ими,ограничены и временны.
     Часто думают, что бхакти просто сентиментальная практика,
выполняемая в отношении любого объекта поклонения  (ишта-дева-
та).В сответствии с этим,она рассматривается как просто средс-
тво достижения более высокого уровня гйаны.
     Хотя священные писания не поддерживают такого определения
бхакти.Бхакти,в правильном понимании,относится только к служе-
нию Богу,а не полубогам.Поэтому бхакти - не предмет рассмотре-
ния раздела карма-канды.
     Вы говорите:"В бхакти заложены двойственные взаимоотноше-
ния,тогда как  Веданта   означает"адвайта",недвойственная".Это
утверждение,однако,не находит  подтвержедение в Ведической ли-
тературе.Веданта - это просто  постижение  Верховного  Брахма-
на.Это Верховная  Сущность может постигаться как монистами,так
и вайшнавами.Между  прочим,как  могло  случиться,что   великие
вайшнавские ачарйи составили коментарии на Веданта-сутру?
     Вы также утверждаете,что  бхакти  не  является  предметом
рассмотрения Веданты.Но в Бхагавад-Гите Верховная Личность Бо-
га Сама объявляет - ведайш ча сарвайр ахам эва ведйах:"Я  зна-
ток всех Вед"(а они,  естественно,включают в себя и Веданту.Та
же истина провозглашается в самом  начале Веданта-сутры:атхато
брахма джигйаса.Цель Веданты - вопрошать об Абсолютном Брахма-
не,что в конечном итоге  ведет  к  бхакти,служению  Верховному
Брахману,Личности Бога.
     Вы говорите,что движение  Харе  Кришна  "это  современное
движение вообще не связанное с традиционной Ведантой".Здесь вы
не правы по двум причинам.
     Во-первых,движение Харе  Кришна  -  отнюдь не современное
движение,оно заложено в традицию вайшнавов.Оно,возможно,новое,
и следовательно,современное для людей Запада,но не для нас,ин-
дийцев.Я родился вайшнавом,и я знаю,что вайшнавизм  -  древняя
традиция и культура Индии.Не только она,но и современная форма
движения Харе Кришна,известная на Западе,была введена Шри Чай-
танйей пятьсот  лет  назад в Бенгалии.Поэтому ее вряд ли можно
назвать современной  в  смысле  недавнего  происхождения  (хо-
тя,возможно,ее могли  бы назвать современной в смысле новоотк-
рытмя для современников).
     Во-вторых,что гораздо  серьезнее,вы говорите,что движение
Харе Кришна вообще не связано с традиционной Ведантой.Я согла-
сен с этим,если вы имеете ввиду монистическую Веданту.Движение
Харе Кришна не имеет ничего общего с монистической Ведантой,но
всецело базируется на вайшнавской Веданте.
     
                         Наука и сознание
     
     Термин Бхактиведанта,который  присутствует в наименовании
нашего института имеет отношение  к  традиции  Бхагавата,вайш-
навской традиции Веданты.Институт Бхативеданты - самостоятель-
ный институт,предназначенный для проведения  исследований,отк-
рывающих точку  зрения  традиции  Бхагавата  на  сознание  для
современной науки.
     Его Божественная  Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабху-
пада,основатель движения Харе Кришна,вдохновил создание Инсти-
тута Бхактиведанты.Слово  Бхактиведанта  в  его  имени это ти-
тул,пожалованный ему  в  тридцатых  годах   за   представление
вайшнавской традиции Веданты авторитетно и недвусмысленно.
     Институт,хотя и самостоятельное учреждение,имеет истоки в
аутентичной духовной  традиции  как  и движение Сознания Криш-
ны,который также был основан Шрилой Прабхупадой.
     Исследовательские программы    института,однако,лежат   в
плоскости интересов науки и сознания.
     По поводу  вашего заключительного замечания о природе эм-
пирической и абсолютной реальностей - оно затрагивает суть на-
шей исследовательской  работы.Мне  бы хотелось побеседовать по
затронутому вами предмету дополнительно в том  случае,если  мы
уясним для себя эту стадию нашей дискуссии.
     
     
                                 Искренне Ваш,
                                 Рави Гоматам

Сайт управляется системой uCoz